Машук, Раздан, Мтквари или как пробежать три кавказских полумарафона за полмесяца

17.11.2017

Бегун Павел Крысанов задумал уникальный проект – пробежать в столицах бывших союзных республик. «Галочки» уже поставлены в Алматы, Минске, Ереване и Тбилиси. На пути в Армению и Грузию Павел размялся в Пятигорске – на первом городском полумарафоне. О насыщенных беговых каникулах в трех городах читайте в нашем материале.

Пятигорск

Идея пробежать полумарафоны в Пятигорске, Ереване и Тбилиси мне пришла не сразу. Сначала зарегистрировался на Пятигорский забег на 8 октября и спустя две-три недели в календаре увидел, что 15 и 22 октября пройдут полумарафоны в столицах Армении и Грузии. И начал искать возможности трансфера между городами. Подобрал бюджетный вариант: на микроавтобусе можно доехать из Пятигорска в Ереван. После этого зарегистрировался на Ереванский и Тбилисский полумарафоны. Посоветовавшись с другом, который живет в Армении, решил взять авиабилет из Кавказских Минеральных Вод в Ереван (авиакомпании «Georgian Airlines», 1 час в пути). Этот вариант, конечно, меня больше устроил, чем мучительные 15-17 часов на микроавтобусе по горным дорогам (порой опасным) через Нальчик, Владикавказ, Тбилиси. Затем взял авиабилет на рейс из Тбилиси в Москву (авиакомпании «Аэрофлот», недешево, но зато надежно).

В Пятигорск добрался из Москвы поездом на 5 дней раньше полумарафона, так как планировал отдохнуть и немного потренироваться по горным дорогам и тропам этого замечательного города-курорта, где я бывал неоднократно, поправляя свое здоровье в детстве и зрелом возрасте. Сначала была прохладная погода, а на третий день наступило «бабье» лето.  Я наслаждался осенним теплом, которое ценишь больше, чем привычное летнее. Порой с 11 утра было уже солнечно и тепло до +20… Поселился я в хостеле, который находился в Нижнем Городе. По утрам не бегал, а первым делом шел к минеральному источнику «Пятигорский нарзан», который располагался в Верхнем Городе. Потом возвращался, завтракал. Через какое-то время выходил на 45-минутную или часовую пробежку в легком темпе. А остальное время днем гулял. Поскольку я в этом городе не впервые, меня местные достопримечательности не сильно интересовали…  Просто расслаблялся, любуясь горами и осенним пейзажем.

Сбой логистики

За три дня до Пятигорского полумарафона по электронной почте мне пришло сообщение, что рейс на 12 октября из Кавказских Минеральных Вод в Ереван отменили и просили прислать запрос на возврат денег на электронную карту за отмененный рейс. Деньги пришли через 2 дня. Я смотрел варианты перелета и не нашел подходящего. Лететь из Кавказских Минвод в Ереван с пересадкой в Москве за 9-10 тысяч рублей не был готов и это для меня было абсурдом… Поэтому мне оставалось добраться до Еревана из Пятигорска на микроавтобусе за 15-17 часов через Грузию. Билет на автобус решил взять после того, как пробегу полумарафон: запланировал выехать вечером 11 октября, чтобы прибыть в Ереван 12 октября во второй половине дня.

Утром 7 октября сходил за стартовым пакетом. Затем сделал легкую пробежку до озера Провал и обратно. Как раз в тот момент подумал, что трасса будет непростой в плане рельефа, но зато живописной и интересной. Остальную часть дня просто гулял в парке «Цветник» и в его окрестностях… Поднимался на гору, где Грот Дианы и скульптура Орла. Лег спать пораньше, чтобы отдохнувшим стартовать утром следующего дня.

Кроссовки вместо… катка

И вот наступил, наконец, долгожданный день полумарафона KAVKAZ.RUN. Порадовало, что светило солнце и день обещал быть комфортным для забега. Позавтракав, надев экипировку, отправился на площадь Ленина, где находился стартово-финишный городок. Увидел некоторых знакомых (Сашу Кузнецова, Антона Валуйкина, Катю Гончарову и других) и сфотографировался с некоторыми. Все было организовано четко: раздевалки, WC, камеры хранения, разминка. Стартовали одновременно все дистанции (от 5 до 21 км). Сначала бежали по центральным улицам, затем по курортной зоне. Пробегали бульвар Гагарина, озеро Провал. После этого начался крутой затяжной подъем к подножию горы Машук. И далее трасса пролегала в тени живописного парка вокруг горы Машук, где сделали два круга. Затем опять по городу и финишировали там же, где стартовали. Что меня удивило – за день до полумарафона в районе Провала поменяли асфальт. Когда пробегали здесь, чувствовалось, как кроссовки прилипают к свежему асфальту…  Это забавно просто. Кто-то пошутил, что это сделали для того, чтобы бегуны вытоптали это место… И тяжелая техника не нужна…  Финишировав, получил красивую памятную медаль. Спустя какое-то время мне прислали смс: Поздравляем, ты молодец! Твой результат на дистанции KAVKAZ.RUN 02:21:00! Время неплохое, учитывая сложность трассы (немало подъемов и спусков затяжных). Организация прошла на должном уровне. Я остался довольным. Спасибо всем, кто был причастен к этому забегу. Оставалось три полных дня до выезда в Ереван. Погода была ненастной два последних дня, временами моросили дожди. Но это не мешало мне восстановиться после полумарафона и подготовиться к следующим приключениям.

Ереван

В среду 11 октября после 20 часов отправился из Пятигорска в Ереван на стареньком и тесном семиместном микроавтобусе «Мерседес Бенц». Водитель Александр оказался лихачом: даже на опасных горных участках дороги при плохой видимости ехал так быстро, что захватывало дух. Проехав Нальчик, Владикавказ, мы оказались на российско-грузинской границе. Сначала проверка на российской границе (вернее, это была Северо-Осетинская граница). Всех пропустили достаточно быстро, а меня допрашивали минут 5, задавали вопросы такого типа: «Куда едете? К кому? Адрес знаете? Первый раз?». Поскольку я плохо слышу, очень пригодилось умение считывать с губ, хотя понять другого удается не всегда. Видимо, решили проверить, насколько я адекватен. После этого поставили штамп в паспорте. А грузины и армяне не стали ничего спрашивать, поставили штампы и все. Рано утром приехали в Тбилиси, высадили несколько пассажиров и поехали дальше.

После полудня прибыл в Ереван (всех пассажиров высадили на окраине города, около Севанского шоссе). Пришлось брать такси и ехать на железнодорожный вокзал, где меня ждал друг – когда покупал билет, мне сказали, что высадят у вокзала и я предупредил товарища об этом.

В пятницу, когда друг был на работе, я решил сам прогуляться по Еревану. Дошел до площади Республики, а затем до Каскада, откуда видна прекрасная панорама города и иногда гора Арарат (ранним утром видимость лучше). Погода была замечательной для пеших прогулок. Чтобы не терять время впустую, прошелся быстрым шагом по ступенькам вверх-вниз несколько раз. Это тоже хорошее средство кардиотренировки и укрепления мышц ног.

На следующий день в субботу утром мы с другом ездили за стартовым пакетом, а потом прогулялись.

22555186_1756301471077643_6438628847887652613_n

Штурм «Арарата»

И вот настал день Ереванского полумарафона. Место старта было недалеко от Площади Республики. Сначала был детский забег. Рад был встретиться со знакомыми бегунами. Издалека увидел разминающихся пейсмейкеров Алексея Бордакова и Дмитрия Благова (мы с ними столкнулись во время забега, поприветствовали друг друга). Ближе к началу забега увидел не менее известного бегуна Юрия Виноградова из Питера, сфоткались с ним. Наконец стартовали. Трасса мне показалась намного легче в плане рельефа, чем в Пятигорске. Сначала бежали по центру города и за его пределами, затем по обеим набережным реки Раздан – зеленым и тенистым, мне очень понравился этот участок. Когда повернули обратно, то был единственный очень крутой подъем у коньячного завода «Арарат», который пришлось преодолевать. Поскольку в целом рельеф был не такой сложный, как в Пятигорске, я улучшил результат и показал время 2:07:57. Организация была отличной, за что я признателен команде и волонтерам. Вообще мне было сложно физически и морально с полной отдачей бежать три полумарафона подряд каждую неделю и поэтому я решил пробежать одну гонку с полной отдачей, а остальные – в удовольствие. Заранее я не мог определить, какой полумарафон бежать в полную силу. Когда одолел половину дистанции в Ереване, то понял, что могу показать относительно хорошее время и ускорился по максимуму. Преодолев крутой подъем в районе коньячного завода «Арарат», ускорился и финишировал достаточно быстро. Но результат 2:07:57 на фоне моего личного рекорда прошлого года 1:58:41, выглядит слабовато, как я считаю.

Гонка под вопросом

Теперь мне оставалось пробежать Тбилисский полумарафон, до которого оставалось ровно неделя. Взял билет на ночной поезд «Ереван-Тбилиси» на среду 18 октября (в 21.30 отправление, прибытие к 8 утра на следующий день). И вдруг на днях объявили отмену Тбилисского полумарафона (в соцсетях все бегуны били тревогу, некоторые паниковали и сдавали билеты на самолет и отменяли бронь отелей, и я был готов к тому, что пробегу полумарафон неофициально). Вдруг через 2 дня объявили, что полумарафон все-таки состоится… Надеясь на лучшее, я отправился из Еревана в Тбилиси ночным поездом. Меня проводил друг, за что ему и его маме огромное спасибо за теплое гостеприимство. Сосед по купе напомнил мне актера Арчила Гомиашвили.  Утром рано в купе заходили пограничники и формально все проверили. А к 8 утра был уже в Тбилиси. До старта оставалось три дня.

Тбилиси

За три дня до полумарафона я отдыхал и наслаждался осенним теплом. Поднимался на фуникулере до Пантеона, где похоронены знаменитости, в том числе А.С. Грибоедов с супругой. Надгробия там – настоящие шедевры… На второй день просто гулял по улочкам Старого Тбилиси, которые я полюбил еще больше, чем тогда, когда был там впервые: на этот раз не спеша все осматривал. На каждом шагу продавали свежевыжатый гранатовый сок и другие грузинские лакомства.

Наконец настал долгожданный день. Место старта было очень близко к моему хостелу. Погода была солнечной, но прохладной. Только ближе к финишу солнышко пригрело… Мы сделали два круга по городу: рельеф был не сложнее, чем в Ереване, но зато было много брусчатки, из-за чего я резко сбавлял темп, так как боялся подвернуть ступни. Часть маршрута проходила по красивой набережной реки Мтквари, особенно запомнились скалистые берега, увитые с зеленью и с домами на самом краю обрыва. Время показал не самое лучшее – 2:21:05. Однако трасса в целом мне понравилась – Тбилиси в последнее время очень похорошел. После финиша было здорово. Кормили пастой и давали безалкогольные напитки (и пиво в том числе). Бегуны не спешили расходиться, играла музыка, так что получился праздник. Спасибо большое команде, волонтерам за прекрасную организацию. Рад был встретиться с некоторыми знакомыми. Сначала планировал на следующий день после забега посетить Тбилисские бани, но после финиша желание пропало, так и не дошел туда…

22688842_136404693676565_22537860951595107_n

Тбилисский оказался самым щедрым из трех полумарафонов (видимо, нашли хорошего спонсора).

На следующий день я улетел в Москву. Завершая рассказывать о каникулах, добавлю, что нисколько не жалею о том, что пробежал три полумарафона и побывал на Северном Кавказе и Закавказье. И с погодой в целом мне повезло.

За 22 дня путешествия я потратил примерно 35 тысяч рублей, 15 из них ушли на дорогу. Города с момента моего последнего визита стали краше и уютнее. Я еще больше полюбил Тбилиси, когда долго бродил по улочкам Старого города и два раза пробегал в этом районе.

С таким интенсивом справился легко: у меня были периоды, когда бегал 3 полумарафона в месяц, и я был уверен, что мне это будет по силам. Между забегами делал легкие тренировки 3-4 дня по 5-7 км, чтобы сохранить физическую форму. И вдобавок делал статодинамические упражнения.

Я хотел бы продолжить свой проект «Бегу по городам СССР» и добавить новые адреса к Алматы, Минску, Еревану и Тбилиси. Тем читателям Begaem.com, кто собирается повторить мой маршрут, посоветую набраться смелости и терпения. Такие гонки – отличная возможность совместить приятное с полезным. В пути могут быть непредсказуемые ситуации, но решать проблемы можно по мере их поступления. Поехать в такое путешествие можно, имея даже ограниченные средства. Хостелы стоят от 300 до 500 рублей в сутки, они уютные и комфортные – не хуже, чем в Европе и США.

Павел Крысанов

Фото из личного архива автора