Кругосветка Elbrus World Race. Пятое место Евгении Яньшиной на 135 км

10.08.2023

4-6 августа 2023 года в Кабардино-Балкарии прошёл Elbrus World Race. Титульная дистанция продолжительностью в 135 км с 7 580 м набора высоты - это настоящее кольцо вокруг Эльбруса - переправы через горные реки, ледник и скальный гребень, в общем, техничная трасса проходящая на максимально больших высотах. Elbrus World Race манит и бросает вызов самым опытным и искушённым трейлраннерам. Кроме 135 км для бегунов были доступны еще дистанции 100 км, 57 км, 35 км, 25 км, 10 км, 6,5 км и детский забег. Евгения Яньшина на главной дистанции заняла 5-е место с финишным временем 30:01:36.

Захватывающее приключение

Я видела Эльбрус на рассвете, в лучах солнца, на закате и при свете луны и звёзд, с севера, с юга, с запада и востока. Где то он был открыт, где то прятался в облаках, но он был невероятно красив, величественен и могуч, его белое покрывало видно из далека!

Elbrus World Race 2023 Евгения Яньщина, дистанция 135 км

Это была вторая моя попытка, и она в этот раз увенчалась моим личным успехом. Не всё, что хотела получилось, однако я довольна, но и есть повод вернуться!

До отметки Северный Лагерь, это заброска 78 км, я улучшила свое время на этом участке на 13 минут. Считаю такое достижение отличным результатом.

Старт

От старта трасса проходила в подъем по горнолыжной трассе или это дорога до ст. Старый Кругозор. В мае тут я шла вертикальный километр, сейчас значительно легче идется. За станцией разметка уводит нас до озера, в озере отражается Эльбрус, сейчас рассвет и ясно, мы видим его во всей красе.

Я продвигалась очень спокойно и комфортно. Далее мы вышли на ледник – красивое место и опасное, есть много трещин, которые припорошены снегом, где-то в глубине журчала вода, трещины нежно бирюзового цвета переходящие в бездонную черную глубину. В этом месте мы пробежали мимо ледяного грота. Ледник заканчивается и начинается подъем по осыпи и вот первый перевал Хотютау. Спуск сначала крутой, каменистый, аккуратно ползу, тут меня обгоняют и обгоняют, но я знала что так будет, я двигаюсь в своем темпе. Потом постепенно выполаживается и я уже не ползу, бежим без тропы просто по лентам. Через несколько км от перевала тропа становиться явной. И вот мы бежим по широкой долине реки Кубань, вода в реке ладно голубая, в небе ни облачка. Тропа переходит в горную дорожку, иногда наверное тут ездят автомобили, мне встречаются много всадников, они наблюдают за КРС который пасется у реки. Этот участок дистанции дорога постоянно скачет то вниз то вверх, но я могу тут работать, что я и делаю, догоняю, обгоняю.

Первый пункт питания (ПП) Коши

К этому пункту я прихожу пятая проиграв на спуске с Хотютау, но за участок до Северного Лагеря я не переживаю, я знаю, что это участок по моим ногам и у меня хорошая форма, что бы его пробежать.

Дальше можно бежать по грунтовой дороге 13 км до пограничной заставы. Тут я догоняю Александру (Карякина – 3 место в итоге).

Застава

Участок от пункта питания Коши до Северного лагеря я работала как могла и этот участок пожалуй именно по моим ногам. Все подъемы я тоже работала, да спуски меня отбрасывают назад и демотивируют. Дорога то с тягунами и спусками, то с мелкими овражками. На погранзаставе обязательная остановка на 10 минут для проверки документов. Время остановки для всех одинаковое.

Судьи отсекают время. То как отсекали в том году мне понравилось больше – девушка вела протокол на бумаге, у нее был список с номерами и ФИО участников, она записывала время прихода участника. В этом году судьи пытались отсекать на секундамере с телефона, это неудобно, да и путались они сильно. Сюда я пришла четвертой.

В этом году 10 минут пролетели быстро, я поела бутерброды, залила одну бутылку, так как в целом вода должна быть до МЧС, была но мало. По времени судей я должна выйти на 4 минуты позднее девочек Лены (Гагарина – 2 на заставе, 6 в итоге) и Галины (Сувакина – 3 на заставе, 4 в итоге).

Питание

На каждом ПП я обязательно ела бутерброды (хлеб, колбаса), хлеб сыр, апельсин и какие-нибудь печенюшки. Вообще план был таким есть каждые 30 минут чередуя гель, вафлю, сушёное мясо и на каждом ПП твердую пищу. На заброске мне приготовили макаронки, горячий чай, иногда брала арбуз. Обязательно 2-3 глотка каждые 20 минут, гели и вафли запивала водой. Проблем с ЖКТ в этот раз не было, обошлось без жидкого стула под каждой елкой, ой камнем и без рвоты.

Итак, с погранзаставы я ухожу бодро так как я знаю, что до поворота на Хурзук будет гравийная дорога и тут я просто должна поработать и тогда догоню девочек. Сначало я догнала Галину, а потом уже и Елену на пункте Хурзук, с ПП я ухожу минуты на 4 после Елены.

Хурзук-МЧС-Переправа

После ПП Хурзук мы по разметке поднимаемся вверх тропами от скота до небольшого плато над посёлком Хурзук, где то в этом месте я догоняю Елену, далее начинается грунтовка уходящая вправо на спуск к реке Уллу-Хурзук – бурлит и грохочет, пить из нее нельзя. Я ухожу с водой в одной бутылочке, надеясь на ручьи , которых было много в том году, в этом их не так много, в какой-то момент я даже начала нервничать. Бежим по лесной дороге, несколько раз переходим Уллу-Хурзук по деревянным бревенчатым мостам. Постепенно набираем высоту. За 18,5 км подъем с 1 500 м до 2 650 м. К пункту ПП МЧС. В этом году весь этот невероятный тягун я пробежала, считаю это своей маленькой победой и вот дорога заканчивается. На ПП МЧС ем все по плану. Отсюда будем идти вверх 5 км по тропе с набором 1 150 м до перевала Балк-Баши (3­ 700 м). В этом году тут висит облако или это туман, но без дождя и тепло.

Спуск с перевала по тропе, которая вскоре теряется. Через 4,5 км разметка выводит к переправе.  Переправа оборудована веревочными перилами. На меня надевают страховочную систему. Река достаточно бурная, но в этом году не глубокая, мне кажется я даже не замочила шорты, может только брызгами чуть-чуть.  На той стороне реки ПП Переправа, тут пью обязательно горячий чай и все по плану. Вытряхиваю песок и камни из кросовок, надеваю носки с мериносом и прощаюсь с волонтерами.

Джилы Су и Калинов мост

После переправы бежим как говорится как Бог даст без тропы по моренным валам (каменным грядам) – много камней под ногами. Через пару километров разметка выводит на дорогу, которая плавно спускается, а вокруг поля суетятся суслики, пасутся овцы, тысяча, а может и две или три голов, маленькие черные точки на зеленом фоне. Спускаемся к поляне Эмануэля, еще на верху виден секретный немецкий аэродром, это место окутано множеством тайн, спускаемся  к простой переправе и выходим к палаточному лагерю. Это целый город, нет это мегаполис из палаток.  Далее бегу мимо туристических стоянок. Трасса выводит к мосту, после идёт спуск по туристической дороге до Долины нарзанов «Джилы Су». Тут много отдыхающих и тех кто приехал поправить свое здоровье целебными источниками. Тут невероятно красивое место, дух захватывает, особенно Калинов мост через огненную реку Смородину. Огненная река Смородина отделяет мир живых от мира мертвых. Над Смородиной находится Калинов мост, соединяющий два мира. Мост – это последний рубеж перед потусторонним миром, это место битв между богатырями и нечистой силой, обычно многоголовыми змеями, или проще говоря, место битвы Добра со Злом. Это если в кратце, что приписывают этому месту. И там очень красиво. Потом красив и мощен водопад Султан.

После нарзанных источников бегу по асфальтовой дороге, место отдыха для ног в два километра. Сход с асфальта направо, возле коша и вот она Заброска. Меняю носки и кросовки, ем, беру питание, надеваю портки, но можно было и не надевать, а потом утеплиться ибо немного перестаралась с одеждой.

Северный лагерь-Кыртык

Отсюда по многочисленным коровьим тропам, среди пастбищ и зеленых лугов забираюсь на перевал Сев. Каракайский. После перевала идет спуск, переходящий в траверс, по тропе до начала подъема на перевал Кыртыкауш. Тут меня догоняет Саша. Потом подъем на Кыртыкауш и снова спуск. К ПП Кыртык прихожу за Сашей. Далее меня догоняет Галина и мы с ней топоем по грунтовке уже ночь. Идем с подрезками серпантина до выхода на хребет. Галя немного отстаетиз за плохого самочувствия, говорит иди одна, я ухожу и говорю ну на спуске догонишь.

Ночь

Гребень каменистый, местами узкий, правая по ходу сторона с обрывами луга светит ярко и звезды освещают Эльбрус – он светится в ночи своим покрывалом. Высшая точка дистанции – вершина Чаткара (3 888 м). В этот раз тут очень ветренно, ветер холодный и изматывающий.

Чаткара

А ведь в 2021 году я бежала по Чаткаре в другом направлении на дистанции Ultra 57 и мне тогда она казалось милой, с красивыми видами на Эльбрус и ледник, почему же сейчас она становится каким-то адовым местом в темноте и диком холоде, на мне вся обязательная экипировка и вторые перчатки, теплый флисовый баф.

Идем по снежнику от ветра, он превратился в каток, сейчас бы лелянки и мчать с него вниз с ветерком… Страшно свалиться… и, не доходя до перевала Субаши, начинается каменистый спуск, в начале очееень крутой, потом по сыпухе и вот  спуск в долину р. Ирик-Чат, Эльбрус позади за спиной. С начала спуска я потеряла всех девочек из виду…. И сейчас предстоит хоть и плавный, но спуск, потом спуск от песчаных замков…  И тут я сдалась в своей голове….

Слезы катятся градом ведь до заброски и до спуска с перевала Северный Каракайский мне удавалось держать темп.

Мои мысли….

Все больше не буду бегать горные старты, буду бегать асфальтовые полумарафоны, на что подготовился на то и пробежал, надел майку, шорты, кроссовки и беги.

Меня догоняет Елена (Гагарина).

Звонит муженек, спрашивает: «Ты чего замедлилась? Все нормально?»

А я… что я….

Я потеряла мотивацию, что это усталость, досада, что это? Отсутствие опыта бега на дистанции больше 24 часов, не знаю… в каком то отчаяние пролетело ущелье Ирик Чат. К пункту питания Эльбрус прихожу 6.

ПП Эльбрус

И что ты вот так собираешься идти последние 20 км? Соберись! У тебя сестра стартует свой первый горный старт, а ты тут сопли распустила! На кулак наматываешь…

Звоню дать напутственное слово в ответ слышу, с требующими нотами.

– У меня старт в 9:00, я жду тебя!

– Я не успею… – говорю в ответ. Впереди 20 км и они в тягун…

– А ты успей!

Эти слова стали моей мотивацией!

На часах 7:30, а я еще в Эльбрусе и мне трек пишет оставшееся расстояние в районе 19 км.

Реально оцениваю время, расстояние, набор, усталость…. В Азау на старт не успею… Но попробовать стоит, на старт не успею… Увы! Но на точку смыкания наших дистанций должна успеть! В Эльбрусе в районе где проходит дистанция все перекопано, что ноги можно переломать, с. Эльбрус позади, вот и с. Тегенекли и выход на Эко тропу, догоняю Елену.

Догоняю молодого человека, он обогнал меня ещё после Северного Лагеря, он забирается на большой камень, отдохнуть у тропинки на Юсенги. Я ему ты чего тут расселся, давай пошли пошли, нехотя слезает, говорит день не задался… я ему давай давай пошли нехрен сидеть…. оборачиваюсь идёт!

Встреча с сестрой

На ПП Нарзаны хватаю арбузы. Мне говорят, что я бодро иду, я говорю, я должна успеть к зеленому мосту стартующих Чегет (дистанция 25 км). Смотрим на часы, старт уже дан, а мне почти 3 км, а им почти 5 км, мне с легким набором, а они со спуска… Успею/не успею?

Перебегаю дорогу, ведущую на поляну Чегет. Уже 15 мин от старта, лидеры наверное уже на мосту… неужели я не успеваю…20 минут от старта, я уже слышу как волонтеры подбадривают бегунов, я вижу мост сквозь деревья и единичных бегущих участников! Я выбегаю к мосту. Волонтер экстренно помогает гуляющим перенести каляску по мосту ибо мост там можно разойтись двум худым людям, а к нему подбегает большая группа бегунов и вот я стою у моста, вглядываясь в бегущих нет ли моей сестры, в чем она одета? Наверное точно мой голубой рюкзак…. и тут тот волонтер, который только что переносил каляску кричит “девушка с дистанции 135” и тут все кто на мосту как по команде “смирно” прижимаясь к краю пропускают меня, хлопают мне, дают пять! Это невероятно. Я прохожу мост. Участников много…неужели я не успела?!….смотрю вперед и понимаю впереди основная масса участников. Я вглядываюсь в лица, в чем же она одета?…неужели я опоздала?

Нет, вот она моя сестра! Мы обмениваяемся улыбками и пятюнями!

Elbrus World Race 2023 Евгения Яньщина, дистанция 135 км

Я успела на ее старт (в мыслях успела, успела), у меня перехватывает дыхание от радости! Мне дают пятюни, хлопают, говорят слова поддержки. Хорошо, когда так пересекаются дистанции, мне была очень приятна поддержка. Пару километров, когла мы шли реверсом, были, пожалуй, самыми приятными. Я ощутила прилив бодрости! И вот я подбегаю к детскому лагерю, где находится мой сын, вижу он занимается чем то у реки, я ему Саша-Саша, а он занят и ему не до меня, но вот подбегает, и говорит: – А ты чего тут стоишь то, а не бежишь… и правда чего это я стою…. Вновь шевелю ногами.

Финиш

Обмениваемся пятюными с замыкающим Чегет25, он мне говорит, что через километр меня ждет сочный арбуз – это ПП дистанции Чегет и Кахиани. Волонтеры очень приветливо встречают. Осталось 2,5 км, но почему то разметка с Эко-тропы уводит меня в какие-то заросли сначало травы по подмышки, а потом в какие-то заросли кустарника. Если бы не трек в часах, я бы уже начала думать, что ленточки мне мерещатся и что я случайно оказалась в этих чипыжах… вот он подъем под канаткой и финишная арка. Все! Кольцо замкнула! 139,41 км и 7 220 м набора.

С финиша иду на пресотерапию, потом ищу свою машину, оставленную мужем, ищу по звуку от брелка ибо приложение пишет Дорога А28 от плохой связи карта не прорисовывается. Нашлааааа. Дома принимаю душ и возвращаюсь на финиш встречать сестру и мужа!

Elbrus World Race 2023 Евгения Яньщина, дистанция 135 км

Ой и да… я конечно не брошу бегать горные старты…